Санитары леса

Дата новости: 29/04/2009

Решение суда сократит потери грузоотправителей и железнодорожников

ОАО «РЖД» доказало необоснованность требований по включению номеров вагонов в фитосанитарный сертификат (ФСС) при вывозе леса за рубеж.

Как уже не раз рассказывал «Гудок», Россельхознадзор потребовал этого от грузоотправителей в 2006 году. Необходимость указывать номера в ведомстве объясняют интересами получателей, которые «опасаются подмены груза или заражения леса на пути следования вагона», заявил пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Однако нововведение создало как для железнодорожников, так и для отправителей массу проблем. По словам начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александра Казанцева, «для грузоотправителей это оборачивается длительным, до 5–6 дней, ожиданием санитарного паспорта, а для компаний-операторов – существенным увеличением времени оборота вагона». Особенно остро этот вопрос стоит на «лесных» Забайкальской, Красноярской и Западно-Сибирской железных дорогах, и ОАО «РЖД» несёт потери из-за простоев вагонов в ожидании ФСС.

Этот факт подтвердила «Гудку» и заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Северной дороги Елена Казакова. По её словам, положение дел усугубляется тем, что пункты выдачи фитосанитарных сертификатов расположены, как правило, только в крупных населённых пунктах и к тому же не работают в выходные дни. «Клиент тратил время на поездки за сертификатом и нёс дополнительные расходы в виде платы за пользование вагоном», – сказала она.

На Дальневосточной дороге сложилась аналогичная ситуация. В Хабаровском крае всего пять из 136 пунктов отгрузки леса на экспорт имеют право выдавать сертификат. А предписание краевого правительства территориальному управлению Россельхознадзора выдавать ФСС с указанием в нём номера перевозочного документа вместо номера вагона так и осталось невыполненным, посетовали в Дальневосточном ДЦФТО.

Ситуация, сложившаяся на дорогах, стала поводом для обращения ОАО «РЖД» в Федеральную антимонопольную службу. ФАС позицию компании поддержала и предписала Россельхознадзору пересмотреть своё решение. Как отметили специалисты ФАС, требования Россельхознадзора являются «технологически невозможной операцией. Грузоотправитель не может знать номер вагона, в котором поедет его лес».

Однако Россельхознадзор решение ФАС попытался оспорить в Арбитражном суде Москвы, но судьи иск не удовлетворили, тем самым фактически отменив это требование к грузоотправителям.

«После такого решения суда мы теряем возможность контролировать перемещения леса и пиломатериалов по стране, – говорит Алексей Алексеенко. – Наши эксперты уже разрабатывают иные методики контроля безопасности таких грузов».

Участники рынка, опрошенные «Гудком», позитивно отозвались о решении суда.

«Потери, которые несут и экспортёры, и перевозчики леса, теперь существенно снизятся», – прогнозирует генеральный директор компании «ТрансЛес» Сергей Кривов. В то же время он не склонен считать, что ситуация, связанная со снижением экспорта леса, существенно улучшится.

«Экспорт падает и в Финляндию, и в Китай. К тому же в Китае очень сильно снизили закупочную цену на лес», – рассказал он «Гудку».

С гендиректором «ТрансЛеса» согласен вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Андрей Фролов: «Экспорт леса не увеличится и даже будет падать заготовка, если не будет пересмотрена таможенно-тарифная политика государства».

Автор: Игнат Вьюгин


Источник: Гудок

Вернуться к списку новостей