Версия для печати

Для Дальнего Востока необходимо создание специальных условий экспорта леса

Дата новости: 07/06/2021

Генеральный директор «ТрансЛес» Алексей Барбариуш рассказал порталу rzd-partner.ru о том, успеет ли лесная отрасль адаптироваться к предстоящему запрету экспорта круглого леса.

Введение квот на вывоз кругляка, постепенное и существенное повышение пошлин и предстоящий в 2022 году запрет на продажу необработанной древесины за рубеж уже привели к тому, что ее экспорт за последние 15 лет сократился втрое, составив 7 % от общего объема лесозаготовки (по итогам 2019 г.).

Вопросы о том, что происходит с отраслью сегодня и чего ждать от будущего запрета экспорта круглого леса, "РЖД-Партнер" задал генеральному директору транспортной компании "ТрансЛес" Алексею Барбариушу.

- Алексей Алексеевич, насколько сегодня необходимо введение запрета на экспорт необработанной хвойной древесины?

- Так решили регуляторы. Запрет на экспорт необработанной хвойной и ценной лиственной древесины давно обсуждался на уровне правительства РФ как мера стимулирования внутреннего производства продукции высокой степени переработки. В конце 2020 года президентом РФ было дано соответствующее поручение, и на основе этого решения сейчас формируется законодательная база. Уже реализуются конкретные мероприятия, которые будут определять порядок экспорта обозначенных пород древесины со следующего года.

- По вашей оценке, успеет ли российская лесная отрасль перестроиться на деревообработку круглого леса к 2022 году?

- Большинство регионов нашей страны готовы к запрету, это подтверждается позитивным трендом по снижению доли экспорта необработанной древесины в объемах заготовки, которая с 2007 года снизилась более чем в три раза, до 7 %. Многие предприятия, среди которых и наши ключевые клиенты, за эти годы создали свои перерабатывающие мощности. Они планомерно увеличивают объемы переработки и номенклатуру производимой продукции, расширяя рынки сбыта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Особая ситуация в Дальневосточном федеральном округе, где процент экспорта необработанной древесины исторически высокий, и по ряду объективных причин регион не готов к подобному запрету. Для ДФО необходим переходный период с созданием специальных условий экспорта.

- Есть ли сейчас задержки вагонов на границах?

- Ситуация как на сухопутных пограничных переходах с Китаем, так и на подходах к ним продолжает оставаться крайне напряженной. Предъявляемый рынком объем грузов не обеспечен пропускной способностью, несмотря на высокий спрос на данном направлении.

Ограничения есть как со стороны КНР, так и со стороны российских железных дорог. В связи с действующими эпидемиологическими ограничениями Китай не готов принимать прибывающие на границу грузы в полном объеме, а на нашей инфраструктуре ситуация усугубляется растущей конкуренцией между различными видами грузов за пропускную способность.

Выходом из сложившейся ситуации могут быть совместные российско-китайские договоренности по восстановлению объемов перевозок на доковидном уровне, модернизация узких мест путевой инфраструктуры Восточного полигона, обеспечение современными локомотивами, а также совершенствование технологии РЖД по подводу поездов в зависимости от фактической выгрузки вагонов в КНР по родам грузов.

Источник: rzd-partner.ru

Вернуться к списку новостей