Замещение экспортом

Дата новости: 25/01/2012

Российские лесопромышленники переживают не лучшие времена. Спрос на лесоматериалы падает. Этот факт, а также исчезновение инвентарного парка неизбежно ведут к снижению объёмов транспортировки леса по железной дороге.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, в 2011 году погрузка лесных грузов по сети ОАО «РЖД» составила 40,6 млн тонн, что на 2% ниже 2010 года. Наибольший объём лесных грузов погружен на Восточно-Сибирской дороге – 10,7 млн тонн (26,4% от общего объёма погрузки), Северной дороге – 8,6 млн тонн (21,2%), Дальневосточной – 4,6 млн тонн (11,2%), Октябрьской – 4,5 млн тонн (11,0%), Красноярской – 3,7 млн тонн (9,0%), Горьковской – 3,6 млн тонн (9,0%). А вот на Свердловской дороге отмечено снижение до 2,2 млн тонн (–17,9% к 2010 году).

«В 2011 году основной объём лесных грузов шёл на экспорт, причём это был круглый лес, экспортируемый через сухопутные погранпереходы», – рассказал «Гудку» руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко, отметив, что с марта месяца прошлого года неуклонно снижались объёмы погрузки. «В большей степени падение коснулось внутреннего рынка», – добавил г-н Куротченко.

Причинами такого снижения аналитики называют исчезновение «дешёвого» инвентарного парка, готового ехать в отдалённые регионы страны за повагонными отправками, снижение объёмов производства в лесной отрасли России, а также падение спроса на лесопродукцию в странах СНГ.

По прогнозам Игоря Куротченко, в 2012 году вряд ли можно ожидать существенного роста погрузки, в лучшем случае рост будет близким к нулю. Однако и глобального ухода грузов на автотранспорт не будет по причине отсутствия дорог в регионах заготовок леса. «Скорее всего, в 2012 году автотранспорт будет больше задействован при перевозках небольших партий круглого леса на опорные станции, с которых в дальнейшем будут отправляться по железной дороге. Поэтому в 2012 году часть небольших лесозаготовителей снизит объёмы погрузки, но вырастет доля групповых отправок», – уверен эксперт.

По подсчётам аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, в 2012 году объёмы перевозок леса и лесоматериалов могут снизиться на 5–7% в среднем по стране.

Тем не менее генеральный директор компании «ТрансЛес» Сергей Кривов не склонен к излишнему пессимизму. «Год будет более сложный, чем прошедший. Падение спроса уже происходит, хотя есть надежда, что ситуация может измениться к лучшему. В этих условиях планировать рост перевозок не приходится. Наш вагонный парк задействован полностью, и увеличение погрузки возможно только при условии сохранения спроса и увеличения оборачиваемости вагонов по сети», – сказал «Гудку» г-н Кривов.

Однако в прогнозе компании на текущий год всё же заложен небольшой рост погрузки. Впрочем, и участники рынка, и эксперты сходятся во мнении, что при общем снижении объёмов перевозки лесных грузов произойдёт перераспределение перевозимого леса и лесоматериалов по направлениям транспортировки.

«В 2012 году основным рынком сбыта лесных грузов будут азиатские рынки, отправки на европейские рынки снизятся, упадёт и отгрузка леса в Иран по причине политической нестабильности», – прогнозирует Игорь Куротченко. К слову, у того же «ТрансЛеса» перевозки в Китай составляют более половины от общего объёма.

Галия Шакирова


Источник: Гудок
Вернуться к списку новостей