Версия для печати

Решение затронет интересы всех

Дата новости: 19/04/2012

Переход на единый по уровню тариф на пробег порожних вагонов и платформ независимо от класса ранее перевозимого груза – весьма логичный шаг со стороны Федеральной службы по тарифам и ОАО «РЖД» в рамках проводимой структурной реформы отрасли. Однако далеко не всем участникам рынка такая мера выгодна. Своим видением ситуации поделился директор по экономике и финансам ООО «ТрансЛес» Евгений Драчев.

Евгений Витальевич, как Вы оцениваете значение документа для организации перевозок?
– Безусловно, внесение поправок, предложенных ФСТ, в действующую редакцию Прейскуранта № 10-01 повысит технологичность порожнего вагонопотока на сети РЖД и приведет к снижению порожнего пробега и оборота универсального парка вагонов. В первую очередь разгрузится инфраструктура припортовых станций.
– Обеспечит ли новое тарифное регулирование сокращение порожнего пробега?
– Во-первых, в новых тарифных условиях операторам универсального подвижного состава, ориентированным на перевозки грузов 2 и 3 классов, не нужно будет ждать «отмывки» груженого рейса после выгрузки. Во-вторых, в круговом рейсе маржинальный доход операторов снизится из-за роста стоимости порожнего тарифа из-под перевозки грузов 1 класса, так как на сегодняшний день логистика перевозок выстроена с минимальным порожним пробегом из-под грузов 2 и 3 классов.
Соответственно, чтобы отбить удорожание себестоимости порожнего пробега, операторы будут вынуждены выстраивать новую логистику перевозок и искать обратную загрузку даже на коротких плечах. Конечно, есть и останутся перевозки грузов со 100%-ным порожним пробегом и решение ФСТ вряд ли повлияет, например, на перевозку лесоматериалов или угля маршрутными отправками.
– Насколько представленные ФСТ варианты тарифного регулирования отвечают интересам грузовладельцев?
– В первую очередь данное решение невыгодно тем, кто в сегодняшних тарифных условиях интересен операторам, выстраивающим свою логистику перевозок на «отмывке» груженого рейса. Собственники подвижного состава готовы делиться своей маржой и везти их грузы с дисконтом к тарифу Прейскуранта № 10-01 на инвентарный парк.
Так как предложение ФСТ основано на изменении тарифной нагрузки в круговом рейсе, то в переходный период данное решение может отрицательно отразиться на грузовладельцах всех тарифных классов, поскольку вагон им подается в основном из-под перевозок грузов первого тарифного класса. Удорожание стоимости порожнего тарифа из-под перевозок этих грузов операторы компенсируют за счет грузовладельца, у которого на грузы 2 и 3 класса одновременно повышается тарифная нагрузка и в груженом рейсе. Таким образом, грузовладельцам в новых условиях остается только надеяться, что решение ФСТ об унификации стоимости порожнего пробега будет работать и приведет к снижению оборота вагона, высвобождению непроизводительной части рабочего парка универсальных вагонов на сети, снижению себестоимости услуг оператора, конкуренции за груз.
– Не ухудшится ли положение компаний, осуществляющих отправку грузов 1 класса? Ведь, во-первых, стоимость порожнего пробега для них вырастет. Во-вторых, стимулов для перелома тарифа становится меньше…
– К грузовладельцам первого тарифного класса в груженом рейсе будут применяться дополнительные понижающие коэффициенты в зависимости от рода груза и расстояния его перевозки, но эта скидка не покроет удорожание стоимости железнодорожного тарифа на подсыл порожнего вагона в круговом рейсе на основных направлениях перевозки.
Больше всего решение ФСТ повлияет на удорожание перевозок лесных грузов и пиломатериалов. Во-первых, логистики перевозок лесоматериалов на универсальной платформе (оборудованной съемным/несъемным дополнительным оборудованием для перевозки лесных грузов) нет и не будет. Лесовозная платформа работает с 100%-ным порожним пробегом, что уже в круговом рейсе приведет к увеличению тарифной нагрузки для грузоотправителя от 1 до 9% в зависимости от дальности груженого рейса. Во-вторых, не совсем понятно предложение ФСТ по применению дополнительного повышающего коэффициент 1,064 на перевозку в груженом рейсе пиломатериалов в период, когда правительством РФ проводится работа по стимулированию деревообрабатывающей отрасли.
– Не считаете ли Вы, что нужно распространить действие документа и на специализированный состав?
– Данное решение ФСТ хоть и затрагивает тарифную политику действующего Прейскуранта № 10-01, но имеет исключительно технологическое предназначение. Целью данного решения является выстраивание новой логистики перевозок грузов в универсальном подвижном составе. В специализированном подвижном составе логистики перевозок по родам груза нет, вагон курсирует с 100%-ным порожним пробегом по определенным направлениям и без обратной загрузки.
– Не кажется ли Вам, что сама идея компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения стоимости перевозок груза не вполне эффективна, поскольку увеличивает нагрузку на грузовладельцев в производительной части перевозок и снижает давление в холостом варианте? То есть мотивация к поиску попутной или обратной загрузки снижается.
– Решение ФСТ по унификации стоимости порожнего пробега универсального вагона основано на расчете тарифной нагрузки для грузоотправителей в круговом рейсе и с учетом сходимости доходной базы для ОАО «РЖД». Считаю, что данный подход к решению поставленной задачи при одновременной индексации стоимости груженого тарифа для грузов второго и третьего тарифных классов логичен.
При условии компенсации выпадающих доходов перевозчика только за счет перераспределения доходов от перевозок универсального порожнего вагона как груза на своих осях уровень унифицированного порожнего тарифа был бы еще выше, а при некоторых поясах дальности – и выше груженого тарифа.
– Какие, по Вашему мнению, необходимо внести изменения для повышения эффективности документа? Почему?
– Считаю, что унификация тарифов на порожний пробег универсального вагона должна была проводиться при условии сохранения действующей тарифной нагрузки по классам перевозимого груза в круговом рейсе. При данном решении вопроса уровень индексации груженого тарифа для грузов второго и третьего тарифных классов должен быть разным.

Беседовала Кристина Александрова


Источник: РЖД-партнер
Вернуться к списку новостей