Круглое отставание

Дата новости: 10/11/2010

Лес – едва ли не единственный груз, перевозки которого отстают от планов ОАО «РЖД». В октябре размер отставания достиг 4%, ровно на столько же октябрьские перевозки ниже прошлогодних. Российский кругляк по-прежнему не слишком востребован, кроме того, вывезти его не так-то просто.

Хотя восстановление объёмов перевозок лесных грузов налицо (прирост составил 3,3% за январь – октябрь 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года), происходит оно медленно и неравномерно. Например, в октябре перевозки лесных грузов снизились на 4,1% к октябрю прошлого года.

Кроме того, одновременно с увеличением отгрузок значительно вырос и оборот вагонов, отмечает генеральный директор ООО «ТрансЛес» Сергей Кривов. Особенно остро стоит эта проблема на восточном направлении, где из-за несовершенства технологии фитосанитарного и таможенного контроля, нехватки маневровых локомотивов и пр. выросли сверхнормативные простои на станциях погрузки. Движение вагонов замедлилось также из-за технологических окон и нехватки магистральных локомотивов.

Более того – снижение оборачиваемости вагонов не позволяет вывезти весь предъявляемый груз. Спад перевозок круглого леса в Китай за январь – сентябрь текущего года составил 7% к прошлому году. Правда, тому виной не только организационные проблемы: наш лес постепенно вытесняется с китайского рынка. После того как возник риск введения запретительных экспортных пошлин на круглый лес, место России занимают Новая Зеландия, Австралия, США, Канада, Папуа – Новая Гвинея и Соломоновы острова, а также ряд африканских стран.

Сегодня в Китае продолжается рост спроса на древесное сырьё со стороны лесопилок, фанерных и целлюлозно-бумажных заводов. Он уже привёл к росту цен на круглый лес внутри страны, и многие китайские компании всё чаще дополняют внутреннее снабжение импортными поставками. За первые восемь месяцев 2010 года импорт хвойного и лиственного пиловочника поднялся на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Импорт тропической древесины вырос ещё выше – на 50%, при этом Папуа – Новая Гвинея обогнала Россию по объёму поставок пиловочника на китайские лесопильные и фанерные заводы.

После того как Россия повысила экспортные пошлины на вывоз леса, отгрузки в Китай упали с рекордных 25 млн куб. м в 2007 году до 15 млн куб. м в этом году. Сложно ожидать, что объём торговли лесом между этими странами вырастет, если только текущие экспортные пошлины не будут отменены. Между тем речи об этом не идёт – наоборот, обсуждается возможность введения запретительных пошлин с 1 января. Вряд ли эти слухи прибавляют популярности российскому лесу – поставщики не торопятся заключать контракты, которые запросто могут быть аннулированы в одночасье. Правда, Минэкономразвития пока высказывается за то, чтобы отложить повышение вывозных барьеров ещё на год.

Пока же экспортёры леса, равно как и операторы, затрудняются с прогнозами на будущий год. В текущем году в структуре перевозок «ТрансЛеса» на 5% увеличилась доля пиломатериалов. Пока что спрос на платформы в управлении оператора стабильный, весь исправный парк задействован в перевозках. Лесные грузы перевозятся прежде всего полувагонами, а также специализированными и универсальными платформами, крытыми вагонами, даже фитинговыми платформами навалом и в контейнерах. Наиболее востребованы сегодня полувагоны и лесовозные платформы: на спрос в первую очередь влияет цена, во вторую – удобство погрузки, поясняют в «ТрансЛесе».

Кроме возможности роста пошлин, операторов и лесопромышленников сегодня волнует ещё одна ситуация, а именно исчезновение общего парка вагонов. Год назад участники рынка рассказывали «Гудку», что переход к приватному парку может привлечь дополнительные грузы на лесовозные платформы: тогда перевозки этим видом состава были значительно дороже, чем в полувагонах, и полувагоны оттянули на себя немалую часть лесных грузов. Сегодня же стоимость перевозки сблизилась благодаря действиям Федеральной службы по тарифам, однако масштаб изменений, который ожидает рынок лесных перевозок, не уменьшился. Опрошенные «Гудком» операторские компании называют решение о переходе к приватному парку революционным.

Автор: Софья Корепанова


Источник: Гудок

Вернуться к списку новостей