Версия для печати

Чем дальше в лес. Вывоз продукции ЛПК продолжит сокращаться.

Дата новости: 20/05/2009

Финансовый кризис застал лесную отрасль в разгаре реформирования. Сокращение внутреннего спроса, связанное с падением объёмов строительства в стране, наложилось на рост экспортных пошлин и снижение объёма вывоза продукции за рубеж. Как всё это отразилось на перевозчиках лесных грузов, «Гудку» рассказал генеральный директор компании «ТрансЛес» Сергей Иванович Кривов.

– Сергей Иванович, какая ситуация сегодня сложилась на рынке перевозок леса?

– За четыре месяца 2009 года общий объём перевозок лесных грузов по железным дорогам уменьшился по сравнению с прошлым годом на 37%. Внутренние перевозки упали на 36%, причём снижение по круглому лесу составило 39%, по пиломатериалам – 29%. По дорогам Северо-Запада, где сосредоточены основные мощности лесопромышленного комплекса (ЛПК) России, падение внутренних перевозок составило 35%. На дорогах Урала и Сибири – 49%.

Экспортные перевозки леса снизились на 38%, наибольший спад произошёл в поставках на Финляндию – 80%. Снижение экспорта кругляка в Китай за счёт временного оживления поставок в марте и апреле было не таким резким – 31%. Есть положительная динамика в перевозках пиломатериалов в Китай, Японию и страны СНГ, где прирост составил 6%.

С ноября на сети скопилось большое количество невостребованных вагонов, включая специализированные лесовозные платформы.

Вместе с тем правильнее будет говорить не о кризисе в сфере железнодорожных перевозок, а о кризисе в сфере потребления лесопродукции, который негативно влияет и на транспортников. По мнению экспертов отрасли, причин столь резкого падения экспорта несколько. Во-первых, это мировой финансовый кризис, который серьёзно повлиял на сокращение внутреннего спроса. В частности, значительно снизились объёмы потребления пиломатериалов и изделий из дерева в сфере строительства и недвижимости. Другой причиной снижения экспорта стал значительный рост пошлин на экспорт древесины из России. Средняя цена импортируемого Китаем российского леса выросла на 28,7%. Ситуация в сфере лесных перевозок будет определяться конъюнктурой экспортного и внутреннего рынков, а также политикой государства по стимулированию потребления лесопродукции и антикризисными мерами по поддержке предприятий российского ЛПК. Снижение налогов и пошлин, отмена необоснованных административных ограничений, развитие внутреннего потребления, льготное кредитование предприятий, развитие отраслевой инфраструктуры – всё это позволит уменьшить негативные последствия от экономического кризиса и приблизит выход из него. Вслед за этим восстановятся и объёмы перевозок лесных грузов.

Прогноз развития отрасли на 2009 год нельзя назвать оптимистичным. Объёмы экспорта лесопродукции будут по-прежнему снижаться. Хотя Китай предпринимает усилия по стимулированию внутреннего потребления, быстрого эффекта ожидать не приходится. Что касается спроса на внутреннем рынке, то в 2009 году эксперты также прогнозируют его спад, это связано с серьёзными отрицательными тенденциями в секторе недвижимости и строительства.

Перспективы компании в значительной степени зависят от того, как будет происходить реформирование ЛПК и как быстро экономический спад сменится подъёмом, в том числе в сфере перевозок лесных грузов.

Продукция лесных компаний не нужна ни внутри страны, ни за рубежом

– Что предпринимает компания для привлечения грузоотправителей?

– Мы уже предлагаем клиентам обеспечение в «одно окно» не только лесовозными платформами, но и другими видами подвижного состава: универсальными платформами, крытыми вагонами, полувагонами, фитинговыми платформами. В этих целях компания предлагает собственникам вагонов услуги по эффективному управлению их парком на коммерческих условиях по различным схемам – аренда, управление, разовые подачи вагонов, погрузка в постоянных направлениях и т.п.

Цены на наши услуги во втором квартале будут определяться соотношением спроса и предложения и носить договорный характер. Мы работаем над снижением производственных и административных издержек для поддержания конкурентоспособных цен на наши услуги.

– С какими компаниями конкурируете?

– Несмотря на то что компания обладает самым большим парком лесовозных платформ, нельзя говорить о том, что «ТрансЛес» является монополистом на рынке. Около десятка частных операторов также обладают парком лесовозных платформ. Основным перевозчиком лесных грузов остаётся ОАО «РЖД» с его парком полувагонов. В условиях спада традиционных для этого подвижного состава перевозок и общего уменьшения объёмов перевозок лесных грузов конкуренция в этом сегменте транспортного рынка обостряется.

– Расскажите о перспективах компании.

– Изначально наша компания позиционировала себя на рынке железнодорожных перевозок как независимый оператор вагонного парка. В управлении «ТрансЛеса» находились только лесовозные платформы ОАО «РЖД». В июле 2008 года, после передачи части лесовозных платформ в уставный капитал ОАО «Первая грузовая компания», они также были переданы нам в управление. В дополнение к этому мы начали сотрудничать с другими собственниками вагонов. У нас нет собственных вагонов, и мы пока не ставим перед собой такую задачу, рассматривая себя как управляющую компанию.

Владея ситуацией на данном сегменте рынка транспортных услуг, а также имея развитую инфраструктуру управления платформами и технологию их эффективного использования в России и на многих зарубежных дорогах, мы в настоящее время выступаем в качестве ведущего оператора вагонов. Взаимодействие с собственниками вагонов осуществляется в форме аренды либо в форме наших заявок собственникам на подачу вагонов для наших клиентов.

Беседовала Елена Попова


Источник: Гудок

Вернуться к списку новостей