Огонь и распутица

Дата новости: 19/07/2017

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», из-за лесных пожаров в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае и размыва лесных дорог в Архангельской и Вологодской областях наметилось отставание от июльского плана погрузки по лесным грузам на 6,4%.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Восточно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Виталий Шмагарёв, недогруз лесных грузов по итогам 17 дней июля составляет 65 тыс. тонн.

Отставание в первую очередь вызвано запретом въезда в тайгу. Лесозаготовители не имели возможности вывезти лес до мест погрузки. Кроме того, персонал привлекался к тушению лесных пожаров.

Сейчас лесные пожары в Иркутской области пошли на убыль. По данным на 17 июля, зарегистрировано четыре пожара общей площадью 91 га. Стабилизация ситуации позволила отменить режим ЧС в лесах региона, что сразу привело к росту погрузки лесоматериалов. По словам Виталия Шмагарёва, технический план по лесным грузам на дороге рассчитывают выполнить. Спад первой половины июля вряд ли скажется на выполнении плана в целом.

Горят леса и на Дальнем Востоке. По данным Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, с начала пожароопасного периода возникло 1585 лесных пожаров на площади более 1,1 млн га.

Основная часть площади, пройденной огнём, приходится на Якутию, Хабаровский край, Амурскую область. На вчерашнее утро на Дальнем Востоке действовало 77 лесных пожаров. В том числе 66 – в Якутии, девять – в Хабаровском крае, по одному – на Сахалине и в Магаданской области.

Как сообщил первый заместитель начальника Дальневосточного ТЦФТО Виктор Демьянко, за 17 дней июля погружено 201,5 тыс. тонн лесных грузов, что на 17,4 тыс. тонн, или 9,4%, больше прошлогоднего уровня, но на 11 тыс. тонн меньше установленного дороге планового задания.

Основной причиной отставания здесь послужили не пожары, а объявление 12 июля ОАО «РЖД» конвенционного запрета погрузки всех видов грузов на экспорт через пограничный переход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР) в размере 50% от технического плана. Это одно из главных направлений в перевозках дальневосточной древесины.

Как уточнили в логистическом центре Восточного полигона, конвенция была введена на все виды номенклатур, кроме контейнеров. Причины – сверхнормативное наличие вагонов и отставленные от движения поезда назначением на погранпереход, а также необеспечение китайской стороной своевременной выгрузки.

В целом на магистрали в первом полугодии сохранялась положительная тенденция в этом сегменте перевозок. В январе – июне со станций ДВЖД отправлено 2,65 млн тонн древесины и пиломатериалов, что на 6,2% превысило прошлогодний результат. При этом в июне темп прироста погрузки леса превышал среднее значение и составил 7,6%.

Объём погрузки леса на СЖД снизился из-за проливных дождей, размывших дороги, по которым с мест заготовки автотранспортом вывозят груз.

Как рассказала «Гудку» главный специалист по железнодорожным перевозкам ООО «Нордика» Нина Мысова, затяжная распутица в Архангельской области привела к тому, что предприятие-лесозаготовитель вывезло практически все накопленные на складах остатки продукции, а нового завоза не происходит.
«Заготовленную в лесу древесину подвозят к местам погрузки по лесовозным дорогам и доставляют к пунктам первичной переработки – нижним складам. Далее сырьё по железной дороге или водным транспортом доставляют на деревообрабатывающие предприятия», – пояснила она.

В Северном ТЦФТО сообщили, что невыполнение плана погрузки в июле составляет 14,3 тыс. тонн. По итогам июля объём неудовлетворённой потребности получателей оценивается в 50 тыс. тонн. Для восстановления темпов погрузки лесных грузов необходим период благоприятных погодных условий не менее 14 дней для просушки лесных дорог и увеличения темпов вывоза с мест заготовки сырья.

Непрерывные ливни могут повлиять на вывоз грузов не только в летний сезон, но и в течение всего года.
«Если дожди продлятся до осени, а первые заморозки на севере начинаются уже в сентябре, лесозаготовители могут остаться и без зимних дорог, – пояснила Нина Мысова. – Лесозаготовители начинают готовить лесовозные дороги к зиме с наступлением первых заморозков: сырые участки выкладывают «лежнёвкой» – настил из тонкомера и сучьев. Настил уплотняется несколькими проездами трактора. Места для зимников – водоразделы и поймы рек. И если дожди продолжатся и осенью, погодные условия не позволят «заморозить» дорогу, лесовозная техника не сможет дойти до нужного места и начать вывоз».

Как рассказали в Северном ТЦФТО, значительный прирост погрузки лесных грузов в прошлом году в ноябре (+30,2% к аналогичному периоду 2015-го) и декабре (+22,5%) был обусловлен установлением зимних дорог.

Вернуться к списку новостей