НДС в электронной форме

Дата новости: 20/02/2017

Тесты по железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию с использованием электронных документов признаны успешными Федеральные таможенная и налоговая службы, а также ОАО «РЖД» подготовили в правительство доклад об использовании электронного документооборота в ходе эксперимента по возврату экспортёрам НДС при железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию. Безбумажная технология признана очень успешной и сокращающей расходы как перевозчика, так и экспортёров. В докладе рекомендуется после определённой доработки нормативной базы распространить этот опыт на всю сеть и другие виды транспорта.

Эксперимент по обмену электронными данными между ФТС, ФНС и ОАО «РЖД» начался в 2016 году. Компании-экспортёры получили возможность подтвердить нулевую ставку НДС при перевозке продукции железнодорожным транспортом. Это важно с финансовой точки зрения. По Налоговому кодексу, экспортёр освобождён от уплаты НДС, и поэтому впоследствии он может получить от налоговых органов вычет этого налога. Так как речь идёт о значительных суммах, компании заинтересованы получить их как можно скорее. В товаросопроводительные документы, которые уже существовали в электронном виде, были введены пункты, позволяющие таможенникам после проверки поставить отметку «Выпуск разрешён». ОАО «РЖД» теперь может в случае необходимости (при требовании таких сведений налоговиками для подтверждения нулевой ставки НДС) передать нужные сведения в электронной форме в ФНС для подтверждения факта экспорта.
Как пояснил заместитель главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин, провести такой эксперимент предложила сама компания, которая преследовала цель, во-первых, увеличить грузопоток путём улучшения сервиса, а во-вторых, сократить как собственные расходы, так и расходы экспортёров на оформление перевозок.
Теперь вместо многих отделов, оформляющих перевозочные документы по всей стране, появилась возможность вести документооборот из одного центра. Федеральные службы могут эффективно отслеживать экспорт, быстро получать и обрабатывать все данные в электронном виде.
«Сначала был подготовлен план взаимодействия всех участников, – говорит Юрий Суродин. – Финляндия была выбрана потому, что с этой страной у нас наиболее «продвинутые» отношения в плане электронного взаимодействия. В эту страну по новой технологии перевезли 5 млн тонн минеральных удобрений из 13,5 млн тонн всего экспорта».
«Мероприятия плана проведения эксперимента выполнены в срок, – говорит заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. – В феврале доклад об итогах эксперимента и достигнутых успешных результатах, а также предложения по расширению результатов на других участников и иные виды транспорта направлены в аппарат правительства. Безбумажная технология представления в электронном виде в налоговые органы документов и сведений для подтверждения нулевой ставки НДС может стать существенным упрощением в работе российского бизнеса».
Главный конструктор компании Intellex (она поддерживает и развивает программное обеспечение для железнодорожной системы ЭТРАН, которая используется при перевозках) Николай Бузурнюк замечает, что пока всё-таки приходится оставлять на станции отправления для подстраховки часть бумажных документов, поскольку этого требует действующий Налоговый кодекс.
«Однако пока эти бумажные копии не пригодились», – замечает Николай Бузурнюк.
План законодательных изменений подготовлен, и в конце 2017 года они могут быть приняты. По словам Юрия Суродина, нужно решить вопрос об изменении статей 164 и 165 Налогового кодекса и определённых документов, регламентирующих деятельность Федеральной таможенной службы и Минтранса.
В этом случае российские экспортёры получат возможность оформлять налоговые документы в электронном виде по большинству экспортных направлений, в том числе и на всём западном направлении. Однако в ряде сопредельных государств законодательство ещё не предусматривает возможность такого электронного документооборота. В частности, это Азербайджан, Монголия, Китай. По этим направлениям пока придётся оформлять документы на бумаге.
Сергей Плетнёв

Источник: Гудок Выпуск № 28 (26167) 20.02.2017
Вернуться к списку новостей