За деревьями леса не видно
Низкие закупочные цены на древесину в Китае привели к спаду перевозок.
На динамику российского экспорта леса влияют спад на китайском рынке недвижимости, конкуренция со стороны альтернативных поставщиков древесины (Новой Зеландии, Канады, США) и укрепление курса рубля.
Круглого леса и пиломатериалов назначением в КНР через сухопутные пограничные переходы сети, по данным компании «ТрансЛес», за январь — апрель перевезено на 7% меньше, чем годом ранее.
«Наибольшее снижение — на 12% — произошло в отгрузке с Красноярской дороги, что во многом связано с наибольшим расстоянием доставки. В свою очередь, отправки с Забайкальской, по которой транспортное плечо небольшое, увеличились на 18%», — уточнил исполнительный директор
С Дальневосточной магистрали за первые четыре месяца 2015 года отправлено 1,57 млн тонн лесных грузов. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 2,2%, однако динамика погрузки географически неоднородна.
Так, в апреле в границах Комсомольского региона ДВЖД, где сосредоточены основные лесопогрузочные площадки Хабаровского края, погружено 235,3 тыс. тонн древесины и пиломатериалов. Это на 21,7% выше прошлогоднего результата. А во Владивостокском регионе (в пределах Приморья) объём погрузки сократился на 17,6% — до 104,3 тыс. тонн. По оперативным данным, спад продолжился и в мае.
«Ослабление курса рубля в конце 2014 года сперва поддержало лесную отрасль: китайцы активно закупали древесину, — рассказал начальник Владивостокского агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) Сергей Большаков. — Начало
В Хабаровском крае, где динамика роста сохраняется, весной тоже возникли сложности с погрузкой лесопродукции. Лесные участки в зоне БАМа уже выработаны, рубка древесины ведётся всё дальше от магистральной инфраструктуры. Расстояние между верхними и нижними складами лесозаготовителей — минимум 90 км. Транспортная связь между ними затруднена. «Для нас это проблема номер один. Автовозные дороги размыло после таяния снега, которого этой зимой было очень много, плюс шли дожди», — пояснил начальник Комсомольского АФТО Демьян Бужевник.
За 20 дней мая в Комсомольском регионе погружено 123,1 тыс. тонн лесных грузов, тогда как за тот же период
Приморские лесники заготавливают главным образом такие ценные твёрдолиственные породы, как дуб и ясень, добавил он. Себестоимость производства продукции из них выше, нежели при работе с хвойным лесом, которым богат Хабаровский край. И уменьшение закупочной цены на древесину со стороны КНР особенно чувствительно для экспортёров Приморья, пояснил начальник АФТО. «В Хабаровском крае сосредоточены крупные лесопромышленные предприятия, продающие продукцию по „длинным“ контрактам и фиксированным ценам. В Приморье же экспортом занимаются сравнительно небольшие компании, которым в условиях ценовых колебаний вести бизнес сложнее, — пояснил Сергей Большаков. — В мае по сравнению с апрелем цена упала на $60 за кубометр. Наши лесники говорят: пусть лучше лес стоит, чем продавать его по такой цене».
О негативной тенденции свидетельствуют и в операторских компаниях. «Сегодня получаем письма от клиентов об уменьшении перевозок. Пока вывозится лес, вырубленный ранее, который просто испортится, если не продать сейчас», — сказал директор Дальневосточного представительства
Погрузка на главное лесоэкспортное направление ДВЖД, погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ (КНР), за четыре месяца снизилась на 3,7% (до 1,2 млн тонн), в том числе в апреле — почти на 8%. Вместе с тем несколько оживились отправки экспортной лесопродукции в адрес морских портов: Ванинского торгового и Находкинского рыбного.
Тем не менее первый заместитель начальника Дальневосточного ТЦФТО Алексей Лоншаков прогнозирует ориентировочно с августа активизацию погрузки лесных грузов на экспорт:
Перевозчики в этой ситуации работают над качеством перевозки. «Слаженная работа с ОАО „РЖД“, в том числе по увеличению маршрутных перевозок, тесное взаимодействие с грузоотправителями, ассоциациями лесопромышленников и лесоэкспортёров позволили нашей компании улучшить эксплуатационные показатели работы подвижного состава и пропускной способности инфраструктуры», — отметил Алексей Барбариуш. Он добавил, что даже в нынешних условиях оператор развивает географию перевозок, расширяет клиентскую базу. Так, в первом квартале 2015 года начаты перевозки лесных грузов в Сахалинском регионе ДВЖД.
Павел Усов, соб. корр. «Гудка» Хабаровск
Справка «Гудка»
В 2014 году на ДВЖД было погружено 4,2 млн тонн лесных грузов (на 11,2% выше показателя