Версия для печати

Экспорт лесных грузов переживает стагнацию

Дата новости: 12/11/2015 Экспорт лесных грузов переживает стагнацию

Объём перевозок леса растёт, но участники рынка ожидают небольшого снижения в 2016 году

Рост экспортных железнодорожных перевозок лесных грузов приостановился. Эксперты связывают стагнацию с нестабильностью экономической ситуации в странах-потребителях, а также с активизацией стран-конкурентов.

Как сообщили Gudok.ru в Центре фирменного технического обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», объём перевозок лесных грузов по России за январь-октябрь текущего года составил 33 млн тонн – на 2,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время объём погрузки на экспорт остался на уровне показателей прошлого года (19,8 млн тонн), а погрузка во внутреннем сообщении показала рост на 4,7% – до 13,2 млн тонн. До 1,61 млн тонн (+19,7%) выросли экспортные потоки через припортовые станции, а через наземные погранпереходы, напротив, объёмы перевозок сократились до 18,14 млн тонн (-1%).

«Китай, Казахстан и Египет ежегодно наращивают импорт российского леса, отчётный период исключением не стал, объёмы перевозок в эти страны увеличились на 0,7%, 48,3% и 26,9% соответственно, – рассказала заместитель начальника аналитического отдела ЦФТО РЖД Светлана Савченко. – Одновременно с этим, несколько просел вывоз лесных грузов в направлении Финляндии, Узбекистана и Азербайджана – на 2,4%, 11,2% и 15,1% соответственно. Китай остаётся безусловным лидером по ввозу российских лесных грузов по железной дороге – за 10 месяцев текущего года объём перевозок в адрес китайских контрагентов составил 10,33 млн тонн. Второе и третье место занимают Финляндия и Узбекистан – 3,25 млн тонн и 1,77 млн тонн соответственно».

В РЖД обращают внимание, что увеличение объёмов внутренних перевозок связано с ростом спроса на лесные грузы со стороны крупнейших российских целлюлозно-бумажных комбинатов, на долю которых, по итогам 2014 года, приходится порядка 39,6% объема внутренних перевозок.

«Увеличение спроса обусловлено постепенным замещением импортной продукции российскими аналогами (целлюлоза, древесная масса, бумага и картон), а также наращиванием объёмов производства целлюлозы и картона для отправки на экспорт на фоне ослабления курса национальной валюты, – рассказал начальник управления мониторинга транспортного рынка ЦФТО РЖД Максим Тынянов. – По данным Федеральной службы государственной статистики, за январь-сентябрь 2015 года рост производства целлюлозы по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил +4,2%, ещё на 8,5% выросло производство картона».

По его словам, на рынках лесобумажной продукции уже не первый месяц наблюдается стабилизация и положительная динамика потребления продукции глубокой переработки древесины, что обусловлено вводом новых мощностей по производству пиломатериалов в рамках реализации приоритетных проектов лесного комплекса.

В свою очередь, экспортные перевозки лесных грузов в текущем году находятся под действием разнонаправленных факторов. Положительное влияние на погрузку оказывает снижение ставок вывозных таможенных пошлин на некоторые виды пиломатериалов и топливную щепу в связи с присоединением ко Всемирной торговой организации. Сдерживающим фактором роста экспорта леса на протяжении всех 10 месяцев является снижение объёмов погрузки леса в страны СНГ, где с начала года наблюдается падение платёжеспособного спроса в связи с экономической нестабильностью.

«Кроме этого, девальвация рубля также продолжает оказывать положительное влияние на рост поставок пиломатериалов на внешние рынки. По данным отраслевых экспертов, цены на российскую продукцию за последние 15 месяцев сократились на 27% в долларовом выражении и почти на 8% при расчётах в евро, при этом выручка российских производителей в рублях увеличилась на 11,1%», – резюмировал Максим Тынянов.

В 2016 году прогнозируется сохранение существующей положительной динамики перевозок лесных грузов как во внутригосударственном сообщении (главным образом благодаря устойчивому спросу со стороны предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, строительного рынка), так и в экспортном направлении (в основном за счет поставок в Китай и стран ЕС, в том числе Финляндию).

Эксперты рынка напоминают, что по итогам прошлого года погрузка лесных грузов на экспорт выросла на 10% из-за девальвации рубля, однако, в текущем году рост вывоза практически прекратился.

«Во многом это связано с нестабильностью экономики в странах-потребителях (например, в Финляндии), а также возросшей конкуренцией со стороны стран конкурентов (Канада, США), – считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. – Кроме того, в текущем году значительно снизил закупочные цены Китай, что понизило рентабельность поставщиков, и, как следствие, объём погрузки. Помимо этого, в 2015 году наблюдаются проблемы связанные с доставкой лесоматериалов до железнодорожной магистрали. Например, на БАМе все близлежащие лесные массивы уже выработаны, в результате чего приходится осуществлять работу по заготовке леса на значительном удалении от железнодорожных путей, доставлять груз приходится автовозами, преодолевая большие расстояния».

К одной из основных причин роста погрузки лесных грузов во внутреннем сообщении аналитик относит аномальную маловодность внутренних водных путей.
«Таким образом, в ближайшей перспективе объём погрузки лесных грузов будет зависеть, прежде всего, от общей экономической ситуации в мире в целом и в стране в частности, а так же от развития железнодорожной инфраструктуры, а, именно, строительства рокадных ходов, обеспечивающих вывоз всей заготовленной продукции», – полагает Александр Слободяник.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отмечает, что, несмотря на экономический кризис, спрос на перевозку леса растёт. «Причём в конце лета – начале осени его увеличение составило 3%, что даже создало небольшой дефицит для перевозки щепы. Во второй половине текущего года наметилось увеличение спроса на древесину в США благодаря улучшению там экономической ситуации. Я полагаю, что в 2016 году продолжится восстановление американской и мировой экономик. Возможно, что к ним присоединится и Россия», – считает эксперт.
По его словам, в целом, можно ожидать продолжения позитивных тенденций на рынке перевозок лесных грузов.

В ОАО «РЖД» также заметили, что нехватки в специализированном парке для перевозок леса сейчас не наблюдается.
«В настоящее время на сети Российских железных дорог работает более 20 тыс. платформ-лесовозов. Из них более 18 тыс. единиц – вагоны принадлежности РФ, оставшиеся платформы принадлежат зарубежным коллегам стран «пространства 1520». Этого парка вполне хватает для полного обеспечения всей имеющейся грузовой базы. В то же время, острого профицита, какой присутствует в сегменте перевозок универсальным парком, тоже нет, ситуация комфортна для всех», – подчеркнул заместитель начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Сергей Савченко.

Железнодорожный оператор ООО «ТрансЛес» фиксирует на рынке некоторый рост вагоноотправок по внутренним перевозкам при небольшом падении экспорта.

«За 10 месяцев 2015 года объём внутренних перевозок лесных грузов увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, но уже с сентября установилась тенденция снижения этих объёмов, – подчеркнул исполнительный директор ООО «ТрансЛес» Алексей Барбариуш. – Так за сентябрь-октябрь 2015 года произошло снижение на 3% по сравнению с сентябрем-октябрем 2014 года. Что касается объёма экспортных перевозок лесных грузов за данный период, то в этом секторе наблюдается снижение на 2% по сравнению с прошлым годом. Спад произошел по перевозкам через сухопутные пограничные переходы (основные перевозки осуществляются назначением в Китай и Финляндию). Но в то же время объем экспортных перевозок на припортовые станции увеличился (основные перевозки осуществляются назначением в Египет, Японию, Германию, Швейцарию, Китай). Также отмечаем усиление тенденции замещения экспорта круглого леса пиломатериалами. Если говорить о вагонном парке, то мы считаем, что на рынке сложился профицит подвижного состава, который снижается только в зимний период, когда существует устойчивый спрос на перевозки лесной продукции».

По словам топ-менеджера, компания сохранила долю на рынке перевозок лесных грузов на уровне прошлого года (21%), при этом удалось существенно увеличить объём перевозок балансовой древесины на российские целлюлозно-бумажные и лесопромышленные предприятия. Согласно прогнозам «ТрансЛеса», в следующем году произойдет небольшое снижение перевозок лесных грузов. Существенное влияние на рынок продолжают оказывать динамика курсов валют, спрос на основных рынках сбыта (особенно влияет ситуация на рынке недвижимости Китая), а также тарифная нагрузка.



Источник: Гудок
Вернуться к списку новостей